Глава 5
Руская освободительная война
__________________________________________________________
Гийом Левассер де Боплан. ОПИСАНИЕ УКРАИНЫ *
Описание Украины и реки Борисфена, в просторечье
именуемого Непр или Днепр, от Киева до моря,
в которое эта река впадает
(Извлечение¹)
Киев, именовавшийся некогда Кисовией, был одним из древнейших городов Европы, как о том свидетельствуют остатки древностей, высота и ширина городских укреплений, глубина оборонных рвов, развалины храмов и старинные гробницы многих князей. Из его храмов сохранились в целости только два — Софийский и Михайловский, от всех прочих остались одни развалины, как, например, от церкви святого Василия, от которой еще виднеются остатки стен, высотой пяти — шести футов, с греческими надписями на штукатурке. Надписи эти, которым более 1400 лет, почти стерлись из-за своей древности. В развалинах храмов до наших дней сохранились гробницы многих князей Руси. (…)
О ремеслах, которыми занимаются казаки
Описав доблесть казаков, нелишне будет рассказать также об их нравах и занятиях. (…)
Они исповедуют греческую веру, которую называют русской. Свято почитают праздничные дни и соблюдают посты, продолжающиеся у них восемь или девять месяцев года: в это время они воздерживаются от мясных блюд. Формальность эту они соблюдают с упорством, так как убеждены, что от изменения еды зависит спасение души. Зато, мне кажется, нет народа, который сравнялся бы с ними в способности пить: они никогда не бывают настолько пьяны, чтобы не иметь возможности начать пить сначала, — по крайней мере, так здесь говорят, — но так может бывать только на досуге. Зато во время войны либо тогда, когда задумают какое-либо важное дело, придерживаются чрезвычайной трезвости.
Каковы повинности крестьян к их господам
(…) Столь велика свобода польской шляхты, которая живет словно в раю, а крестьяне пребывают словно в чистилище! Поэтому, если случится таким несчастным крестьянам попасть под иго злых господ, их положение бывает гораздо хуже, чем каторжников на галерах. Именно такое рабство является главной причиной многочисленных побегов крестьян; наиболее отважные из них уходят на Запорожье, которое является местом убежища казаков на Днепре. Прожив здесь некоторое время и приняв участие в морском походе, они считаются запорожскими казаками. Подобными побегами постоянно увеличиваются казацкие легионы. Это с достаточной очевидностью доказывается и настоящим восстанием, так как, разбив поляков, эти казаки поднялись в количестве 200 000 вооруженных людей, которые, выдержав кампанию, стали хозяевами края размером более 120 миль в длину и 60 миль в ширину. Мы забыли упомянуть, что обычными занятиями казаков в мирное время являются охота и рыбная ловля. (…)
Описание Днепра
(…) все города, которые расположены на этих равнинах, кажется, не особенно древнего происхождения и выстроены всего несколько сот лет тому назад. Я поинтересовался ознакомиться с историей Руси, чтобы узнать что-либо о древности этих краев, однако тщетно: на мои вопросы даже лучшие из их ученых отвечали только, что большие и разрушительные войны, опустошавшие страну из конца в конец, не пощадили их библиотек, которые прежде всего предавались огню (…)
В этом монастыре имеется много монахов, здесь же резиденция упоминавшегося митрополита всея Руси, который зависит только от константинопольского патриарха. (…)
Между Киевом и Печорском, на горе над Днепром, стоит русский мужской монастырь св. Николая, расположенный в прекрасной местности; монахи в нем употребляют в пищу только рыбу, но пользуются правом выходить когда угодно для прогулки и посещать знакомых. (…)
На противоположном берегу, в расстоянии одной мили отсюда, расположен Переяслав, город, выстроенный на низменном месте и потому, вероятно, менее древний; он имеет очень серьезное значение благодаря своему местоположению, укрепленному самой природой. Здесь легко было бы выстроить очень важную цитадель, которая служила бы арсеналом против москвитян и казаков. В Переяславе есть до 6000 дворов, казаки имеют здесь отдельный полк. Ниже Переяслава на русском берегу стоит Канев, очень древний город с замком, в котором всегда находится казацкий полк, составляющий гарнизон; здесь также существует переправа в ходит паром. На левой стороне Днепра несколько ниже виднеется Бубновка, а за нею Домонтов; оба поселения незначительные.
Еще ниже на русской стороне * расположены Черкасы, очень старый город, который легко укрепить благодаря его прекрасному положению. Я видел этот город в период его расцвета, когда он служил центром для казаков и резиденцией их начальника; но мы сожгли его 18 декабри 1637 года, дна дня спустя после одержанной над казаками победы, во время войны с ними. Здесь также есть казацкий полк и существует паром.
Ниже находятся: Боровица, Бужин, Вороновка, а на другой стороне Чигирин-Дуброва в расстоянии около четверти мила от берега, равно как и Крылов, расположенный уже на русской стороне в одной миле от Днепра на реке Тясьмине.
Несколько ниже на московской стороне * виден Кременчуг; там существуют развалины древнего здания, на месте которого я заложил замок в 1635 году; местность прекрасная и удобная для поселения. Это последний город па Днепре, ибо далее к югу тянется незаселенный край.
В миле расстояния ниже устье Псёла, реки очень рыбной, еще несколько ниже на русской стороне впадает в Днепр маленькая речка Омельник, изобилующая раками, а дальше, по той же стороне, протекает другая такая же речка, называемая Другой Омельник, подобно первому переполненная раками. Прямо против нее впадает в Днепр довольно большая и чрезвычайно рыбная река Ворскла и еще дальше по той же стороне река Орель, еще более обильная рыбой, чем все предыдущие. Я сам видел, как на устье этой реки, забросив сети, в один раз вытащили более 2000 штук рыбы, из которой самые мелкие достигали около фута в длину.
На противоположной, русской стороне находится несколько озер, переполненных рыбой в таком огромном количестве, что она гибнет от тесноты, разлагается и заражает воду; это место называется Самоткань. Вокруг озер я видел карликовые вишневые деревья, около двух с половиной футов высотой, дающие очень сладкие вишни, величиной в сливу, но созревающие только в начале августа. Встречаются целые леса этих вишен, чрезвычайно густые, занимающие иногда более полумили в длину, но не более двухсот или трехсот шагов в ширину. Нужно признать, что в это время года вид этих вишневых рощ, довольно многочисленных в полях и еще более в глубине долин, представляет весьма приятное зрелище. Там встречаются также в большом количестве карликовые миндальные деревья, но это не больше как дички с чрезвычайно горькими плодами; они не растут такими многочисленными группами, чтобы составлять рощи подобно вишневым деревьям, дающим плоды не хуже культивированных. Признаюсь, что любопытство побудило меня пересадить несколько вишневых и миндальных деревьев в Бар, мое обычное местожительство; плоды сделались оттого более сочными и крупными, по благоприятные условия увеличили в то же время и самый рост дерева.
Дальше на юг встречается маленькая речка Демоткань, изобилующая раками, которые достигают более девяти дюймов в длину; на ней собирают также водяные орехи, напоминающие формой чеснок, они очень вкусны в вареном виде.
Спускаясь вниз по реке, вы встречаете Романов, большой холм, куда время от времени казаки сходятся для совещания и сбора войска. Это очень удобное место для постройки города.
Несколько ниже находится остров в полмили длиной и 150 шагов шириной, называемый также Романовым; весной он заливается водой; здесь в большом количестве пристают рыболовы, приходящие из Киева и других мест. У нижнего конца этого острова течение реки ничем не преграждается во всю ее ширину; вот почему татары предпочитают переправляться в этом месте, не опасаясь засады, которая могла бы скрываться выше острова.
Дальше вниз на русской стороне есть местность, называемая Таренский Рог; это одно из самых лучших мест для поселения, какие я встречал когда-либо, и одно из наиболее пригодных для сооружения крепости, которая могла бы господствовать над рекой, так как последняя в этом месте течет в одном русле не более 200 шагов в ширину; помнится, мне случалось перестреливать из карабина с одного берега на другой. Противоположный берег несколько возвышеннее и называется Высока гора. Ко всем удобствам местоположения можно прибавить еще, что Таренский Рог весь окружен чрезвычайно обильными рыбой проливами и протоками между островами. (…)
В расстоянии пушечного выстрела вниз но Днепру расположен первый порог, Кодацкий. Порогом называется ряд скал, протянувшихся поперек реки с одного берега на другой и составляющий препятствие для судоходства. Здесь существует замок, заложенный мною в июле 1635 года; но в следующем месяце, августе, вскоре после моего отъезда, некто Сулима, предводитель восставших казаков, возвращался из морского похода и, заметив замок, затруднявший ему возврат на родину, овладел им врасплох и перебил весь гарнизон, состоявший примерно из 200 человек под начальством полковника Мариона, родом француза. Затем, разграбив укрепление, Сулима с казаками возвратился на Запорожье. Однако они недолго владели этой крепостью; вскоре они были осаждены и разбиты другими верными казаками по приказанию великого Конецпольского, краковского каштеляна. Наконец, предводитель восстания был взят в плен вместе со всеми соучастниками и отвезен в Варшаву, где их четвертовали. После этого поляки оставили без внимания этот замок, что усилило дерзость казаков и открыло им новый путь к восстанию, которое не замедлило вспыхнуть в 1637 году.
16 декабря того года около полудня мы встретили под Кумейками их табор, в котором числилось не менее 18000 человек, и, хотя наше войско не превышало 4000 человек, мы атаковали их и одержали победу. Сражение продолжалось до полуночи; со стороны неприятеля осталось на месте около 6000 человек и пять пушек; прочие спаслись бегством, очистив поле сражения под покровом очень темной ночи. Мы потеряли около ста человек убитыми и около тысячи ранеными, в том числе многих начальников. Пали в битве: г. де Морюель, французский дворянин, бывший подполковником, со своим хорунжим, капитан Жолкевский, лейтенант ла Кротад и еще несколько иностранцев. После этого поражения война с казаками тянулась еще до октября следующего года. По заключении мира знаменитый и великий Конецпольский лично отправился в Кодак с четырехтысячным войском и оставался там около месяца, пока не были восстановлены укрепления. Затем он удалился, взяв с собой 2000 солдат, а мне поручил с отрядом войска и с пушками сделать разведки до последнего порога и на обратном пути приказал подняться вверх по реке в лодках вместе с великим шамбеланом Остророгом, что доставило мне случай видеть все тринадцать порогов и нанести их на карту, как вы можете видеть.
В этих местностях сто и даже тысяча человек не бывают вполне безопасны; даже целое войско должно идти не иначе как в строгом порядке, ибо степи составляют кочевье татар, которые, не имея оседлости, бродят то туда, то сюда в этих обширных степях ордами от пяти до шести, иногда до десяти тысяч человек. Дальше я опишу их нравы, управление и военные приемы; теперь же скажу только, что я видел и посетил все тринадцать порогов, проехал все водопады вверх против течения в простой лодке, что на первый взгляд покажется делом невозможным, так как некоторые из порогов имеют от 7 до 8 футов падения; судите поэтому, как хорошо нужно было владеть веслом. Никто не может быть принят в казацкую общину, пока не пройдет в лодке вверх через пороги; следовательно, по их обычаям я вполне могу быть казаком — честь, которую я заслужил в это путешествие.
Чтобы точно определить вам, что такое пороги, я скажу, что это русское слово, означающее скалу; эти пороги представляют как бы цепь скал, протянутую через реку; некоторые скрыты под водой, другие видны на поверхности; иные достигают более 8 или 10 футов в вышину и величиной в дом; притом они расположены так близко друг к другу, что представляют как бы плотину, задерживающую воду, которая, прорываясь, стремительно падает с высоты пяти-шести футов в некоторых местах, в других от шести до семи, смотря по уровню воды. (…)
________________
* Гийом Левассер де Боплан – француз, инженер, капитан артиллерии; наёмник, служивший в польских войсках в 1630 – 1647 г.
* ...на русской стороне... — Автор Гийом Левассер называет русской стороной правый (!) берег Днепра, который по Андрусовскому перемирию 1667 года остался в составе Жечь Посполиты, а московской стороной автор называет - левый (!) берег Днепра возвращённый в состав Руси.
* * *
ЛЕТОПИСЬ САМОВИДЦА *
(Извлечение¹)
О начале войны Хмельницкого
Началом и причиной войны, Хмельницкого были единственно гонения ляхов на православие и казакам отягощение. Ведь у них тогда отобраны были все вольности, не желавших делать барщину (чего не было у них в обычае) превращали в служителей при замках, которых посылали с письмами в дорогу, поручали чистить коней у старост, топить печи в усадьбах, за собаками глядеть, дворы подметать и к другим невыносимым работам приставляли. Которые становились реестровыми казаками, над теми коронный гетман ставил полковниками панов-шляхтичей, а они с вольностями казаков совершенно не считались и, как могли, их усмиряли и унижали. Плату, по 30 злотых в год, установленную для казаков королем и Речью Посполитой, забирали себе и делились с сотниками. Сотников же не казаки избирали и ставили, а полковники по своему желанию и от себя, чтоб только те были им послушными. Полковники принуждали также казаков к всякой непривычной для них работе по хозяйству. Если же, выйдя в поле, какой казак добыл от татар коня доброго, его отбирали. Могли послать бедного казака из Запорожья в города через Дикое поле с подарком какому-нибудь пану — соколом, ястребом либо гончей собакой, — не жалея казака, если бы даже погиб от татар. Но, однако, хотя бы казаки и захватили татарского языка, то с ним к коронному гетману полковник высылал кого-либо из своих солдат, к кому благоволил, казацкую же отвагу замалчивали... Кто из казаков ходил ловить рыбу за порогами, от тех на Кодаке отбирали для комиссара десятую рыбу. А полковникам отдельно надо было давать, и сотникам, и есаулу, и писарю. И так казачество очень обеднело, причем количество казаков было установлено не более шести тысяч. Даже сын казацкий должен был делать барщину и платить денежный оброк. Все это казаки терпели. (…)
Пошел слух по всей Украине о похвальбе шляхтичей, что после усмирения своевольников во главе с Хмельницким будут опустошать Украину и большую часть заселять немецкими и польскими людьми. Также русская вера * много страдала от униатов и ксендзов. Не только в Литве и на Волыни, но и на Украине начала брать верх уния. В Чернигове архимандриты следовали один за другим, в других городах запечатывали церкви с помощью шляхтичей, администрации и ксендзов: на Украине к тому времени что ни город, то и костел уже был. Также и в Киеве немалое притеснение древним божьим церквам творили бывший тогда киевским воеводой Тышкевич, а также иезуиты, доминиканцы, бернардинцы и другие монашеские ордена. Они притесняли митрополита нападениями и судебными тяжбами, запрещали просвещение и школы, христианскую веру считая не лучше языческой: больше уважали любого плохого еврея, чем самого видного христианина – русина *. Больше же всего насмешек и притеснений терпел русский народ * от тех, кто перешел из русской веры в римскую.
Простые люди на Украине, прослышав о разгроме коронных войск во главе с гетманами, сразу же начали собираться в полки, не только те, которые бывали казаками, но и те, кто никогда не знал казачества. Видя это, держатели имений на Украине, не только бывшие по городам старосты, но и сам князь Вишневецкий, которому подвластно было почти все Заднепровье и который имел при себе от десяти до двадцати тысяч наемного войска, кроме драгунов и солдат - выбранцев (их он множество установил по городам из числа своих подданных), должен был бежать и уходить из Украины, из своих городов вместе с княгиней и сыном Михаилом, который впоследствии стал польским королем.
Хмельницкий уже после разгрома коронных войск официально принял звание гетмана по просьбе всего казацкого войска. До того он гетманом себя не именовал, пока не взял в свои руки войсковые знаки обоих коронных гетманов — булавы и бунчуки. Его поставило гетманом все войско и упросило принять этот чин. Сразу же казаки разошлись по разным городам, установив себе полковников и сотников. Где только нашлись шляхтичи, замковые слуги, евреи, городские власти — везде их убивали, не жалея жен и детей, грабили имения, жгли и разрушали костелы, опустошали шляхетские замки и усадьбы, еврейские дворы, не оставляя ни одного. Редко кто тогда не обагрил рук кровью и не принимал участия в грабежах имений. И в то время значительным людям всех сословий была печаль великая и наругание от простых людей и больше всего от своевольников, то есть от работников пивоварен, винокурен, селитренных и поташных промыслов, от наймитов, пастухов. Если кто-либо из людей значительных и не хотел приставать к тому казацкому войску, все же был вынужден это делать, чтобы избежать надругательств и нестерпимых бедствий — побоев, лишений в напитках и еде. И им приходилось идти в войско к тому казачеству. Осаждали шляхтичей, закрывшихся в замках в городах Нежине, Чернигове, Стародубе, Гомеле. А взяв замки, вырубили шляхтичей, — сначала они, устрашившись, повыдавали евреев с их имуществом, а потом и самих шляхтичей похватали и вырубили. И многие из евреев в то время, боясь смерти, приняли христианскую веру, но потом, выждав время и убежав в Польшу, остались иудеями, и редко кто из них остался христианином. И так на Украине не осталось ни одного иудея, а шляхетские жены стали женами казацкими. Также и по той стороне Днепра, по самый Днестр было такое же опустошение замков, костелов, усадеб шляхетских и дворов еврейских. Городских властей и шляхтичей — везде их погубили. Больше всего евреев пропало в Немирове и Тульчине — несметное множество. (…)
(…) А в здешних краях показачились все волости и города, кроме одного только Каменца-Подольского. За Старым Константиновом было казачество в Шульжинцах, Грицеве, Чорторые; в Овруче был отдельный полковник, которому было подвластно все Полесье. А из Заднепровья прибыли к гетману Хмельницкому такие полки: полк Переяславский, полк Нежинский, полк Черниговский со всей Северью по Гомель, Дроков и Мглин, полк Прилуцкий, полк Ичнянский, полк Лубенский, полк Ирклиевский, полк Полтавский, полк Зиньковский. Все эти полки были с гетманом Хмельницким, а в них — несметное количество войска: некоторые полки имели казаков более двадцати тысяч. Что село, то и свой сотник, а в иных сотнях было и по тысяче людей. Так все живое поднялось в казачество, вряд ли можно было в любом селе найти человека, который не пошел в войско сам либо сын его, а если сам недомогал, то слугу посылал. А часто все шли со двора, сколько их было, так что трудно было найти батрака. ...
В 1652 году
Польские солдаты, пребывавшие на Украине на зимних квартирах, рассчитывая на миролюбие и терпеливость гетмана Хмельницкого, чинили населению большие притеснения и беды по своему солдатскому обычаю: обирали людей, а тех, кто стали казаками, обрекали на смерть. Об этом к Хмельницкому доходили со всех сторон многие жалобы. Увидев, что солдаты относятся к людям все более жестоко, вызвал хана с его ордами. И, не объявляя этого всему войску, взял с собой только полки, находившиеся поблизости Чигирииа, и двинулся в степи навстречу орде. А гетман Калиновский, получив известие, что орда уже находится в степях, свои войска, бывшие близ рек Днестра и Бога, собрал и стал за Ладыжином на реке Батоге. К тому же сообщил войску, стоявшему под командованием его брата в Нежине и других заднепровских городах, чтобы как можно скорее поспешили к нему в лагерь. И они быстро двинулись из Заднепровья, совершая немалые притеснения людям, и пошли на киевские перевозы, где перешли Днепр спокойно (так как в Киеве был вместе со своей женой воевода киевский Адам Кисель, который с теми солдатами ушел из Киева. Говорят, что ему посоветовал уйти гетман Хмельницкий, живший с ним как паном благочестивой веры в согласии). Но войско, ушедшее из Заднепровья, не пришло к обозу своего коронного гетмана на Батог, так как Хмельницкий, встретившись в степях с ханом (казацкое войско шло за ним вдогонку), прямо по степям двинулся к коронному войску. И, напав на него с ордой, взял лагерь и войско уничтожил, там же отрубили гетману Калиновскому голову, которую Хмельницкому принес татарин. Из лагеря польского войска мало кто ушел: те, кто уходили на добрых конях либо лесами пробирались, еще до того пока их татары догнали, уничтожались простыми людьми, не имевшими к ним жалости, за их тиранство и грабительство. (…)
Начинается война его царского величества. В 1654 году
В начале того года его царское пресветлое величество Алексей Михайлович, всей России самодержец, прислал ближнего боярина и дворецкого Василия Васильевича Бутурлина, с другими боярами и многими стольниками и дворянами, к гетману Хмельницкому великим послом, согласно желанию Хмельницкого и всего войска Запорожского, для принятия решения о пребывании под высокодержавной его царского величества рукой. И в связи с прибытием этих великих послов его царского величества гетман Хмельницкий, созвал в Переяславе съезд всех полковников, сотников и атаманов и сам приехал в Переяслав на день Богоявления Господня. И там была рада, где все полковники и сотники с бывшим при них товариществом постановили быть под высокодержавною его царского величества рукой, не желая больше никоим образом быть подданными польского короля и бывших панов и отказываясь принимать к себе татар. О чем на той раде тогда в январе и присягу приняли гетман Хмельницкий с полковниками, сотниками, атаманами и всей войсковой старшиной и получили большое жалованье его царского величества соболями. И сразу по всем полкам разослали стольников в сопровождении казаков, чтобы как казаки, так и войты со всеми людьми дали присягу на вечное подданство его царскому величеству, что и совершил с охотой весь народ по всей Украине. А боярин и дворецкий Василий Васильевич Бутурлин возвратился в Москву к его царскому величеству, и немалая радость настала в народе.
В том же году, сразу весной, его царское величество, оповестив своими послами его милости королю о своих обидах и об угнетении православной веры введением римской веры и больше всего притеснением христиан унией, объявил, что идет войной на короля польского и сам своей персоной царской двинулся из столицы с многими войсками, направляясь под Смоленск, а боярина Василия Васильевича Бутурлина с многими войсками выслал к гетману Хмельницкому. А гетман Хмельницкий послал своего войска полки Нежинский и Черниговский, с которыми пошло добровольно немало казаков других полков, так что из них получилось восемь полков, над которыми вручил наказное гетманство Ивану Золотаренко, дав ему булаву и бунчук. И тот, взяв с собой немало орудий, пошел прямо на Гомель. Застав там большое количество литовских солдат, осадил город и стоял под ним, не имея возможности взять, немалое время. А его царское величество подступил прямо под Смоленск и брал его разными способами. Туда, к его царскому величеству под Смоленск, пришло и казаков много под командованием брата Ивана Золотаренко. И отважно действовали в приступах, по лестницам поднимались наверх на смоленские стены, оборонявшиеся немцами; многие казаки, ворвавшись в город, погибли. Видя их отвагу, его царское величество очень их полюбил. А польские солдаты во главе со смоленским воеводой Глебовичем, видя такую большую силу его царского величества и постоянный — днем и ночью — натиск, потеряли надежду и стали просить у его царского величества милосердия, чтобы им оставил жизнь, на что получили согласие. И так сдали город Смоленск, поклонившись, и были в целости отпущены в Литву. А его царское величество поставил в Смоленске своих воевод и ратных людей и, пересвятив костелы на церкви, освятил также городские стены; при этом освящении его царское величество сам ходил по стенам. И оттуда его царское величество послал ратных людей под Витебск и Полоцк, и они взяли те города по самую границу Курляндии; также и в Друе был поставлен царский воевода. В то же время были взяты Дубровна, Орша, Шклов, Копысь (Могилев же поддался его царскому величеству и там был поставлен воевода, а также полковник Поклонский) и иные многие литовские города — вся Белая Русь. С тех пор в царский титул были добавлены слова: «и Белыя России».
А Золотаренко держал Гомель немалое время в осаде, так что солдаты увидели, что им уже трудно отсидеться, и сдали город Золотаренко. А он, поставив там своих людей, направился под Быхов, присоединяя себе окрестные города. И все присоединились и подчинились ему, только Старый Быхов не сдавался и держался. А Золотаренко во время стояния в Новом Быхове ездил с немалым числом своих казаков к его царскому величеству в Смоленск. Так как наступила осень, его царское величество возвратился во Вязьму и там зимовал, а в Москве был великий мор. А казаки с Золотаренко зимовали в Новом Быхове, а в Старый Быхов пришел с войском гетман литовский Радзивилл и ходил брать Могилев, но, ничего не добившись, возвратился под Новый Быхов сражаться с Золотаренко и казаками. Но и там ничего не добившись, с большими потерями отошел и, поставив крепкий гарнизон в Старом Быхове, возвратился в Литву. А гетман Хмельницкий в том году стоял с войсками, своими и царского величества, под Фастовом, и от его царского величества казакам выплачивали жалованье золотыми копейками весом в полталера. В то же время и медные копейки появились, которые ценой отличались от серебряных. Чеканный талер выпускался с царским знаком, за него брали по шесть злотых.
В том же году очень менялось солнце к среду первой недели Спасова поста. В том же году швед напал на Польшу и забрал многие города, а польский король ушел из Польши в цесарскую землю.
В начале 1655 года
Коронные гетманы после отхода шведского короля на зиму послали в Крым и уговорили хана с ордой, чтобы шел им на помощь истреблять Украину, особенно зимой. Орда охотно согласилась и пошла большой силой. Также все коронные войска, собравшись, двинулись прямо на Украину со стороны Каменца-Подольского. Получив об этом известие, Хмельницкий сосредоточил казацкие полки и поставил по городам от Умани, а сам с другими полками и войсками его царского величества, над которыми старшим был боярин Василий Борисович Шереметев, с немалым войском стал в Ставищах. Когда же узнал, что польские солдаты и орда приближаются, двинулся из Ставищ к Умани и там, за Пятигорами на Дрижиполе, в степях встретился с ордой и теми коронными войсками, и началась крепкая битва. Казацкое войско не сосредоточилось, и орда не давала сосредоточиться, осадив гетмана Хмельницкого в степях. И так наступали на Хмельницкого солдаты, что за грудами их трупов казаки устроили лагерь и не только днем, но и ночью бились врукопашную. А когда в казацко-московский лагерь * ворвались драгуны, их стали избивать не так стрельбой, как оглоблями от саней; побили многих, мало кто ушел. Хмельницкий после столь сильного трехдневного натиска приказал своему лагерю двигаться и идти прямо на коронный обоз, расставив на свои места пушки и пехоту. Ввиду этого польские солдаты вынуждены были отступать, также и орда, и много погибло татар, за которыми вслед шел Хмельницкий с войском и, прогнав их, стал в Умани. А коронные войска отступили за реку Бог, а другие повернули в Польшу. Основная часть коронного войска держалась на Подгорье. Весной того же года его царское величество с большой силой вышел из Вязьмы и пошел прямо к Вильнюсу и завоевал всю Литву, взял Вильнюс и все города, кроме Слуцка и Быхова. Там, при его царском величестве, были и казаки с Золотаренко, и взяли они очень большую добычу.
А гетман Хмельницкий с войсками своими и его царского величества ходил под Львов и, осадив Львов, взял разные города и Люблин взял. (…)
___________________
* Самовидец – неизвестный автор, предположительно Роман Ракушка (Романовский), нежинский сотник в 1658 – 1663 г.
* … русская вера… – так в те времена в Жечь посполите называли православную веру.
*…русин…; …русский народ… – так в те времена называли сами себя предки современных беларусов и украинцев.
* …казацко-московский лагерь… – лагерь объединённого русского войска.
* * *
ПУТЕВЫЕ ЗАПИСКИ ПАВЛА ХАЛЕБСКОГО (АЛЕППСКОГО) *
(Извлечение¹)
На другой день поутру, в субботу 10 июня (1654 г.), мы подъехали к берегу великой реки Днестра, которая составляет крайний предел страны молдавской и начало границы страны казаков. Мы переправились через реку на судах. Наш владыка патриарх был одет в мантию и держал в правой руке крест, ибо, по существующему в странах казацкой и московской * обычаю, благосл